Тюменская областная Дума

 

УСТАВ

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

   

от 15.06.95г.

 

___________________________________________________________________________

Принят Постановлением № 191 от 15.06.95

Внесены изменения

Законом Тюменской области от 20.02.96 (Постановление №372)

Законом Тюменской области от 21.11.96 (Постановление № 506)

Законом Тюменской области от 21.11.96 (Постановление № 508)

Законом Тюменской области от 29.05.97 (Постановление № 684)

Законом Тюменской области от 27.11.97 (Постановление № 849)      

Законом Тюменской области от 12.02.98 (Постановление № 45)

Законом Тюменской области от 25.05.98 (Постановление № 147)     

Законом Тюменской области от 18.06.98 (Постановление № 192)

Законом Тюменской области от 26.11.98 (Постановление № 351)              

Законом Тюменской области от 12.01.99 (Постановление № 386)

Законом Тюменской области от 06.04.99 (Постановление № 521)         

Законом Тюменской области от 21.05.99 (Постановление № 610)   

Законом Тюменской области от 15.06.99 (Постановление № 718)

Законом Тюменской области от 19.01.2000 (Постановление № 912)

Законом Тюменской области от 18.09.2000

Законом Тюменской области от 14.11.2000 №225

Законом Тюменской области от 07.12.2000 №236

Законом Тюменской области от 11.04.2004 №323

___________________________________________________________________________

 

 

Настоящий Устав, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в целях обеспечения прав и интересов всех проживающих на территории Тюменской области граждан, с учетом природных, географических, социально-экономических, территориальных и других особенностей Тюменской области, исходя из необходимости организации эффективного управления, обеспечения и полной реализации полномочий области призван закрепить ее статус как субъекта Российской Федерации  и создать правовую основу для ее всестороннего развития.

 

 

 

 

ГЛАВА I.

Общие положения

 

 

Статья 1. Тюменская область как субъект Российской Федерации

 

1. Тюменская область (далее - область) является равноправным субъектом Российской Федерации и обладает всей полнотой закрепленных  в Конституции Российской Федерации и настоящем Уставе прав. Входящие в ее состав Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ (далее - автономные округа) являются равноправными субъектами Российской Федерации.

 

2. Разграничение  предметов ведения и полномочий между органами государственной власти области и органами государственной власти Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Федеративным Договором и иными  договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти области и Российской Федерации.

 

3. Разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти области и органов государственной власти автономных округов осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральными законами и Договором между органами государственной власти области и органами государственной власти автономных округов, который может являться составной частью настоящего Устава и Уставов автономных округов.

 

 

 

Статья 2. Территория области

 

1. Территория области в пределах административных границ, установленных Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 августа 1944 года, является неотъемлемой частью единой территории Российской Федерации.

 

2. Территория области включает территории автономных округов.

 

3. Граница между Тюменской областью и другими субъектами Российской Федерации  не может быть изменена без ее согласия.

 

Статья 3. Органы законодательной (представительной) и исполнительной государственной власти области

 

1. Система органов государственной власти области устанавливается  ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, закрепленными федеральным законом.

 

2. Государственную власть в области осуществляют: Тюменская областная Дума - представительный орган законодательной власти; Губернатор области и возглавляемая им администрация области - орган исполнительной власти.

 

Статья 4. Федеральные органы исполнительной власти на территории области

 

1. На территории области действуют теppиториальные органы федеральных органов исполнительной власти.

 

2. Вопросы организации и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие предметы совместного ведения Российской Федерации и области, решаются совместно с органами государственной власти области на основании Конституции Российской Федерации и действующего федерального законодательства.

 

 

Статья 5. Предметы ведения области

 

1. Вне  пределов  ведения  Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Тюменской области область обладает всей полнотой государственной власти.

 

В ведении области находятся:

 

1) принятие и изменение Устава области и областных законов;

 

2) согласие на изменение статуса и территории области;

 

3) установление системы и порядка формирования органов государственной власти области в соответствии с общими принципами организации государственной власти, закрепленными федеральным законом;

 

4) правовое регулирование организации и деятельности органов государственной власти области;

 

5) государственная собственность области, переданная ей Российской Федерацией в соответствии с действующим законодательством, и управление ею;

 

6) областной бюджет, областные налоги и сборы, областные внебюджетные фонды и фонды регионального развития;

 

7) областные государственные предприятия, учреждения, организации;

 

8) программы развития области;

 

9) областные  энергетические  системы, областной транспорт, информация и связь;

 

10) административно-территориальное устройство области;

 

11) областная государственная служба в  соответствии с федеральным законодательством;

 

12) областные награды, почетные звания;

 

13) иные предметы, находящиеся вне пределов ведения Российской  Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.

 

2. Органы государственной власти области самостоятельно осуществляют полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленные федеральными законами и договором о разграничении полномочий.

 

3. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти области могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Органы исполнительной власти области по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

 

 

Статья 6. Система правовых актов области

 

1. Систему правовых актов области составляют настоящий Устав, законы и постановления областной Думы, постановления и распоряжения Губернатора области и иные правовые акты.

 

2. На основе и в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами области областная Дума, органы исполнительной власти области принимают индивидуальные правовые акты.

 

3. Правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению области, могут приниматься областным референдумом.

 

4. Основным законом области является настоящий Устав. Законы и иные нормативно-правовые акты области и автономных округов (принятые  по вопросам совместного ведения и вопросам, делегированным автономными округами области) не должны противоречить настоящему Уставу. В случае их противоречия настоящему Уставу действует настоящий Устав.

 

5. В правовую систему области входят заключенные ею международные соглашения, а также соглашения с другими субъектами Российской Федерации.

 

 

Статья 7. Пределы действия областных правовых актов

 

1. По предметам исключительного ведения области принимаются областные законы и иные правовые акты. В случае противоречия между областным законом, изданным по предметам исключительного ведения области, и федеральным законом действует областной закон.

 

2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и области, в соответствии с федеральными законами, издаются областные законы и иные нормативные правовые акты.

 

3. Правовые акты областных органов государственной власти, принятые по вопросам реализации полномочий, предусмотренных пунктом 2 статьи 14 настоящего Устава, обязательны для исполнения на территории автономных округов.

 

 

Статья 8. Отношения области с дpугими субъектами Российской Федерации

 

Область впpаве самостоятельно заключать с дpугими субъектами Российской Федеpации экономические и иные договоpы в соответствии с законодательством Российской Федеpации, настоящим Уставом и областными законами.

 

 

Статья 9. Междунаpодные и внешнеэкономические связи области

 

Область впpаве выступать самостоятельным участником междунаpодных и внешнеэкономических связей, заключать международные и внешнеэкономические соглашения, если это не пpотивоpечит Конституции и законам Российской Федеpации.

 

 

Статья 10. Символы области. День области

 

1. Область имеет свои символы (флаг, геpб). Символы области, их описание и поpядок официального использования  устанавливаются областным законом.

 

2. Дата  принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1944 года об образовании Тюменской  области  считается Днем области. День области отмечается во второе воскресенье августа.

 

 

Статья 11. Администpативный центp области

 

Администpативным центpом области является гоpод Тюмень.

 

 

 

 

ГЛАВА II.

Основы отношений Тюменской области с входящими в ее состав Ханты-Мансийским автономным округом и Ямало-Ненецким

автономным округом

 

 

Статья 12. Конституционно-правовые основы отношений области с входящими в ее состав автономными округами

 

1. Ханты-Мансийский  автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ входят в состав Тюменской области.

 

2. Отношения Тюменской области с автономными округами строятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, Уставом Ханты-Мансийского автономного округа, Уставом Ямало-Ненецкого автономного округа, договорами и соглашениями между органами государственной власти области и автономных округов.

 

 

Статья 13. Принципы отношений органов государственной власти области и автономных округов

 

Отношения между органами государственной власти области и автономных округов строятся в соответствии со следующими принципами:

 

1) самостоятельности области и автономных округов, как субъектов Российской Федерации, в осуществлении государственной, экономической и социальной политики в пределах их полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Тюменской области, Уставом Ханты-Мансийского автономного округа, Уставом Ямало-Ненецкого автономного округа, договорами и соглашениями между органами государственной власти области и автономных округов;

 

2) равноправия, взаимоуважения и стремления к достижению общего благополучия и развития области и автономных округов;

 

3) признания, уважения и защиты прав и свобод граждан и обеспечения благосостояния личности;

 

4) взаимоинформированности, координации, и согласованности действий, затрагивающих интересы области и автономных округов;

 

5) соблюдения договоров и соглашений и ответственности за их выполнение.

 

 

Статья 14. Основы разграничения полномочий органовгосударственной власти области и автономных округов

 

1. Разграничение  полномочий органов государственной власти области и автономных округов определяется на основе Конституции Российской Федерации, федеральными законами и договорами, заключенными между ними.

 

2. На территории автономных округов органы государственной власти области осуществляют:

 

- полномочия, закрепленные за ними федеральными законами;

 

- полномочия федеральных органов исполнительной власти, переданные для реализации органам исполнительной власти области, по согласованию с автономными округами;

 

- совместные полномочия области и автономных округов, реализация которых в соответствии с договорами осуществляется органами государственной власти области;

 

- полномочия, делегируемые органами государственной власти автономных округов.

 

 

Статья 15. Полномочия органов государственной власти области и автономных округов, отнесенные к совместному ведению на основе Договора

 

К совместному ведению органов государственной власти области и автономных округов может быть отнесено:

 

1. Выработка общей стратегии в ценовой политике, налогообложении, образовании валютных и других общеобластных денежных, натуральных фондов (сохраняя независимость  соответствующих  бюджетов).

 

2. Совместные действия по вопросам обеспечения населения области продовольствием, товарами народного потребления, новыми технологиями по их производству, строительства предприятий и объектов социальной сферы, развития стройиндустрии.

 

3. Разработка и реализация на основе долевого участия области и автономных округов общеобластных программ за счет бюджетных и внебюджетных ассигнований по согласованному перечню.

 

По каждой программе органы государственной власти области и автономных округов составляют договор с приложением обоснования и расчетом долевого участия.

 

4. Образование общей долевой собственности области и автономных округов и Российской Федерации на территории области, а также с другими регионами и республиками, юридическими и физическими лицами, в том числе юридическими и физическими лицами зарубежных государств, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

5. Выработка и реализация единых подходов по вопросам, затрагивающим интересы области и автономных округов в сфере культуры, образования, здравоохранения, градостроительства, охраны природы, транспорта, связи, защиты прав и свобод личности и обеспечения общественного порядка, пенсионного обеспечения, социального страхования, архивного дела, социальной защиты малоимущих слоев населения, а также совместное финансирование объектов и программ, обеспечивающих указанную деятельность в соответствии с соглашениями, заключенными между соответствующими структурами исполнительной власти области и автономных округов.

 

6. Осуществление совместного правового регулирования в области недропользования в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.

 

7. Карантин, борьба с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, ликвидация их последствий.

 

8. Установление единого порядка регистрации и учета актов гражданского состояния.

 

9. Иные полномочия, отнесенные к совместному ведению договорами и соглашениями органов государственной власти области и автономных округов.

 

 

Статья 16. Полномочия, передаваемые органами государственной власти автономных округов органам государственной власти области на основе Договора

 

1. Защита экономических интересов области и автономных округов в федеральных органах по реализации общеобластных программ, согласованных и утвержденных в порядке, предусмотренном Положением о принципах формирования и механизмах реализации общеобластных программ.

 

2. Координация действий по управлению энергоснабжением, средствами связи, авиационным, речным, железнодорожным и трубопроводным транспортом, по охране общественного порядка, по защите информационных ресурсов области, гражданской обороной в соответствии с соглашениями, заключенными между соответствующими управленческими структурами области и автономных округов.

 

3. Решения областных органов государственной власти по этим вопросам, принятые в пределах вышеизложенных полномочий, обязательны для исполнения органами государственной власти автономных округов, а также организациями и предприятиями всех форм собственности, расположенными на их территориях.

 

 

Статья 17. Формы координации деятельности органов государственной власти области и автономных округов

 

1. В целях координации деятельности органы государственной власти области и автономных округов используют следующие формы взаимодействия:

 

- совместные заседания Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа, Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа;

 

- Совет Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа, Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа (Совет Дум);

 

- Совет Глав исполнительной государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа (Совет Губернаторов);

 

- другие формы взаимодействия.

 

2. Деятельность в рамках настоящих форм взаимодействия определяется Положениями и Регламентами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти.

 

 

Статья 18. Правовые акты области и совместные правовые акты органов государственной власти области и автономных округов

 

1. Правовые акты областных органов государственной власти, принятые в пределах осуществления полномочий, предусмотренных пунктом 2 статьи 14 настоящего Устава, обязательны для исполнения на всей территории области.

 

2. Иные правовые акты областных органов государственной власти действуют на территории автономных округов в случае их одобрения (ратификации) соответствующими органами государственной власти автономных округов.

 

3. Совместные правовые акты, принятые органами государственной власти области и автономных округов, действуют на всей территории области. Органы государственной власти области и автономных округов осуществляют совместную подготовку и принятие нормативно-правовых актов области по вопросам защиты прав и свобод граждан, борьбы с правонарушениями, функционирования систем жизнеобеспечения, по вопросам административно-территориального устройства, местного самоуправления, затрагивающих интересы всего населения области, включая автономные округа.

 

4. Законы и иные нормативно-правовые акты автономных округов не могут противоречить положениям Устава области, договорам между органами государственной власти области и автономных округов, правовым актам областных органов государственной власти, принятых в пределах полномочий, отнесенных к их ведению договорами между органами государственной власти области и органами государственной власти автономных округов, а также полномочий делегируемых органами государственной власти автономных округов.

 

 

Статья 19. Областной референдум

 

1. Проекты областных законов по наиболее важным вопросам общественной жизни населения области могут быть вынесены на областной референдум.

 

2. Решение о проведении областного референдума принимается :

 

2.1. По полномочиям, отнесенным к ведению области:

 

- Тюменской областной Думой;

 

- Губернатором Тюменской области.

 

Решения о проведении референдума вышеперечисленными органами принимаются по их собственной инициативе, либо по инициативе не менее 2 процентов от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме Тюменской области.

 

2.2. По вопросам совместной компетенции :

 

- совместными решениями Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа, Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа;

 

- совместным решением губернаторов области и автономных округов;

 

- решения вышеперечисленными органами принимаются по их собственной инициативе и по инициативе не менее 2 процентов от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме Тюменской области.

 

3. Порядок проведения областного референдума по вопросам совместного ведения согласуется с органами государственной власти автономных округов и регулируется областным законом.

 

4. Законы или решения, принятые на референдуме, действуют на всей территории области .

 

 

Статья 20. Границы области

 

1. Границы области не могут быть изменены без согласия органов государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа.

 

2. Порядок изменения границ области устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации и области.

 

 

 

 

ГЛАВА III.

Собственность, бюджет, налоги области

 

 

Статья 21. Собственность на территории области

 

1. Частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности на территории области признаются и защищаются равным образом.

 

2. Государственная собственность на территории области выступает в форме федеральной собственности, областной собственности, собственности автономных округов.

 

Объекты государственной собственности на территории области могут находиться в общей долевой  собственности области и автономных округов, формируемой по соглашению органов государственной власти.

 

3. В областной собственности находятся средства областного бюджета, информационные ресурсы области, имущество областных предприятий и учреждений, а также иное имущество. Земля и другие природные ресурсы также могут находиться в областной собственности.

 

Средства областного бюджета и иное областное имущество, не закрепленное за областными предприятиями и учреждениями, составляют казну области.

 

4. Разграничение государственной собственности на федеральную, областную и окружную осуществляется совместно федеральными, областными и окружными органами государственной власти в порядке, определенном законодательством.

 

5. Владение, пользование и распоряжение объектами областной собственности осуществляется органами государственной власти области в порядке, установленном действующим законодательством.

 

6. Органы государственной власти области могут участвовать в управлении объектами федеральной и муниципальной собственности в соответствии с законодательством, а также соглашениями с федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

 

 

Статья 22. Природные ресурсы и природопользование

 

1. Земля, недра, водные ресурсы, растительный и животный мир, другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизнедеятельности населения Тюменской области.

 

2. Правовое регулирование природопользования осуществляется законодательством области и автономных округов в соответствии с федеральным законодательством.

 

3. Решение вопросов управления и использования месторождений полезных ископаемых и иных природных объектов, имеющих общеобластное  значение, осуществляется совместно органами государственной власти области, автономных округов и Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и заключенными соглашениями.

 

Перечень месторождений полезных ископаемых и иных природных объектов, имеющих общеобластное значение, определяется органами государственной власти области и автономных округов по согласованию с федеральными органами.

 

Природным объектам, образующим на территории области и автономных округов единый природный комплекс, по соглашению органов государственной власти области и автономных округов, может быть придан особый режим охраны и использования. В этом случае  они могут быть отнесены к совместному ведению области и автономных округов.

 

 

Статья 23. Финансовые ресурсы области

 

1. Финансовые ресурсы области включают в себя :

 

- средства областного бюджета;

 

- иные финансовые средства, переданные области.

 

2. Областные финансовые ресурсы могут объединяться на договорной основе с федеральными финансовыми ресурсами, а также финансовыми ресурсами автономных округов и местного самоуправления, с целью совместного финансирования федеральных и региональных программ и проектов.

 

 

Cтатья 24. Областной бюджет

 

п. 1.  - исключен Законом Тюменской области от 07.12.2000 №236 

 

2. Область имеет самостоятельный бюджет. Самостоятельность областного бюджета обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом органов государственной власти области определять направления расходования бюджетных средств.

 

Порядок разработки, утверждения и исполнения областного бюджета устанавливается областным законом. Контроль за исполнением областного бюджета осуществляет областная Дума и областная Счетная палата.

 

3. Проект областного бюджета разрабатывается администрацией области и представляется Губернатором в областную Думу не позднее, чем за три месяца до начала очередного финансового года.

 

п. 4.  - исключен Законом Тюменской области от 11.04.2001 №323

 

5. Обслуживание средств областного бюджета и государственных территориальных внебюджетных фондов, организация финансирования областных и общеобластных программ и проектов осуществляются Банком России согласно действующему законодательству Российской Федерации.

 

 

Статья 25. Внебюджетные фонды

 

1. Областные внебюджетные фонды образуются за счет самостоятельных специальных источников финансирования и имеют целевое направление использования.

 

Порядок формирования, управления и контроля за использованием областных внебюджетных фондов устанавливается областным законом.

 

2. Управление областными внебюджетными фондами осуществляется администрацией области. Контроль за использованием внебюджетных фондов осуществляет областная Дума.

 

 

Статья 26. Налогообложение в области

 

1. На территории области действуют федеральные, областные, окружные и местные налоги, сборы и другие обязательные платежи.

 

2. Установление и отмена областных налогов, сборов и других обязательных платежей осуществляется областной Думой в соответствии с федеральными и областными законами.

 

3. Местные налоги, сборы и другие обязательные платежи самостоятельно устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с общими принципами налогообложения, утвержденными федеральными, областными и окружными законами.

 

 

 

 

ГЛАВА IV.

Законодательная власть области

 

 

     Статья 27. Областная Дума

 

1. Областная Дума является постоянно действующим представительным органом законодательной власти области.

 

2. Тюменская областная Дума состоит из 25 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающими на территории Тюменской области, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, на основании всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий депутатов составляет пять лет.

 

3. Депутаты областной Думы работают на постоянной оплачиваемой основе либо путем совмещения депутатской деятельности c выполнением трудовых или служебных обязанностей по месту основной работы.

 

4. Областная Дума обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

 

 

Статья 28. Компетенция областной Думы

 

К ведению областной Думы относится :

 

1) принятие Устава области, изменений и дополнений к нему, областных законов и иных нормативных правовых актов, а также осуществление контроля за их исполнением;

 

2) образование и упразднение комитетов и постоянных комиссий областной Думы, избрание и освобождение от должности Председателя областной Думы и его заместителей;

 

3) принятие решения о самороспуске областной Думы, решения о даче согласия на лишение депутата областной Думы неприкосновенности;

 

4) утверждение областного бюджета, изменений и дополнений, вносимых в него, а также осуществление контроля за его исполнением; образование областных внебюджетных и валютного фондов и контроль за их использованием;

 

5) установление, в соответствии с федеральным законодательством, областных налогов, сборов и других обязательных платежей; установление льгот и преимуществ, в том числе налоговых, по платежам в областной бюджет;

 

6) установление, в соответствии с федеральным законодательством, порядка управления и распоряжения собственностью области, а также объектами федеральной собственности, переданными в управление области;

 

7) рассмотрение, одновременно с проектом областного бюджета, прогноза социально-экономического развития и перечня областных и общеобластных программ, намеченных к финансированию за счет областного бюджета на предстоящий год, а также иных документов и материалов, предусмотренных бюджетным законодательством;

 

8) утверждение структуры администрации области;

 

9) установление порядка организации и деятельности органов государственной власти области, а также организации местного самоуправления на ее территории;

 

10) назначение выборов в областную Думу, а также выборов Губернатора области;

 

11) объявление  находящихся на территории области природных и иных объектов имеющих историческую, экологическую, культурную и иную ценность, а также установление, в соответствии с федеральным законодательством, порядка их охраны и использования;

 

12) согласование кандидатуры на должность прокурора области;

 

13) согласование кандидатуры на должность начальника главного управления внутренних дел Тюменской области;

 

14) выдвижение обвинения Губернатору области, отрешение его от должности;

 

15) выражение недоверия должностным лицам администрации области;

 

16) проведение областного референдума в порядке, установленном федеральным законодательством и областным законом о референдуме;

 

17) решение вопросов административно-территориального устройства области;

 

18) осуществление законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации;

 

19) толкование  Устава области, областных законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых областной Думой;

 

20) принятие решений об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, а также другие суды с исками к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям;

 

21) утверждение заключения и расторжения договоров области с субъектами Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации, а также международных соглашений;

 

22) учреждение средств массовой информации областей Думы;

 

23) формирование областной Счетной Палаты, назначение председателя, заместителя председателя и аудиторов областной Счетной палаты;

 

24) назначение по представлению Губернатора судей Уставного суда области;

 

25) назначение Уполномоченного по правам человека в Тюменской области;

 

26) согласование кандидатуры начальника управления Судебного департамента в Тюменской области;

 

27) назначение половины членов областной избирательной комиссии;

 

28) награждение Почетной грамотой Тюменской областной Думы;

 

29) согласование судей федеральных судов общей юрисдикции и федерального арбитражного суда Тюменской области; предложение кандидатур судей федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа;

 

30) назначение мировых судей;

 

31) иные полномочия, закрепленные федеральными законами, настоящим Уставом, а также переданные областной Думе на основе договоров с органами государственной власти автономных округов.

 

 

Статья 29. Организация деятельности областной Думы

 

1. Основной организационной формой деятельности областной Думы являются сессии, состоящие из заседаний областной Думы и проводимых между ними заседаний ее комитетов и постоянных комиссий, публичных депутатских слушаний.

 

Заседания областной Думы проводятся, как правило, не реже одного  раза в месяц и правомочны, если на них присутствует большинство от установленного числа депутатов Думы.

 

Внеочередные заседания областной Думы созываются по требованию не менее 1/3 депутатов областной Думы либо по требованию Губернатора области.

 

2. Областная Дума на свое первое после выборов заседание созывается Губернатором области и председателем областной избирательной комиссии не позднее 20 дней после избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов областной Думы.

 

Первое заседание областной Думы открывает председатель областной избирательной комиссии и ведет его до избрания Председателя областной Думы или председательствующего на заседании из числа депутатов областной Думы.

 

3. Для ведения заседаний областной Думы и осуществления внутриорганизационных полномочий областная Дума избирает Председателя областной Думы и его заместителей. Председатель областной Думы и его  заместители подотчетны областной Думе и могут быть ею освобождены от должности.

Председатель областной Думы представляет орган законодательной (представительной) власти области в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

 

4. Областная Дума для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, отнесенных к ее ведению, образует из числа депутатов комитеты и постоянные комиссии. Областная Дума в целях реализации своих полномочий может образовывать временные комиссии и рабочие группы. Порядок деятельности областной Думы определяется Регламентом областной Думы.

 

 

Статья 30. Депутат областной Думы

 

1. Депутатом Тюменской областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом и достигший 21 года.

 

2. В случае нарушения закона или систематического уклонения от выполнения своих депутатских обязанностей депутат областной Думы может быть отозван избирателями.

 

3. Порядок избрания и отзыва депутатов областной Думы, их правовой статус устанавливаются федеральными и областными законами.

 

 

Статья 31. Правовые акты областной Думы

 

1. Правовое регулирование по вопросам, отнесенным к ведению областной Думы, осуществляется ею в форме принятия законов области и постановлений.

 

2. Порядок подготовки, принятия и опубликования правовых актов определяется настоящим Уставом, федеральным и областным законодательством, Регламентом областной Думы.

 

 

Статья 32. Законы области

 

Законы принимаются на заседании областной Думы большинством голосов от числа присутствующих депутатов областной Думы.

 

Принятые законы подписываются Губернатором области в 10 - дневный срок с момента их поступления в администрацию области.

 

В течение указанного срока Губернатор области может направить принятый областной Думой закон на повторное рассмотрение областной Думы вместе со своими замечаниями. При повторном рассмотрении закон может быть принят в прежней редакции, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа присутствующих депутатов областной Думы.

 

Если в течение 10-дневного срока Губернатор не подписывает закон и не направляет его на повторное рассмотрение в областную Думу, то закон вступает в силу.

 

Принятый на повторном заседании областной Думы в прежней редакции закон подлежит обнародованию Губернатором в трехдневный срок с момента его поступления подлежит обнародованию. Если в течение  указанного срока Губернатор не подписывает закон, то закон вступает в силу. Закон, принимаемый в иной редакции, рассматривается как вновь принимаемый закон.

 

 

Статья 33. Постановления областной Думы

 

Постановления - правовые акты, не имеющие нормативного характера, принимаются простым большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании областной Думы, и подписываются Председателем областной Думы или лицом, его замещающим.

 

 

Статья 34. Законодательная инициатива в областной Думе

 

1. Правом законодательной инициативы в областной Думе обладают ее депутаты, постоянные комиссии областной Думы, Уставный суд области, Губернатор области, окружные Думы и главы окружных администраций, выборные органы местного самоуправления, а также прокурор области, областной суд, арбитражный суд области, Счетная палата области в пределах их ведения.

 

2. Проекты правовых актов, подготовленные в порядке законодательной инициативы, перед вынесением их на заседание областной Думы рассматриваются в комитетах и постоянных комиссиях областной Думы.

 

 

Статья 35. Обеспечение деятельности областной Думы

 

Для осуществления правотворческой и контрольной функций, а также организационно-технического обеспечения деятельности областной Думы создается на профессиональной основе аппарат областной Думы. Структура и штаты аппарата утверждаются областной Думой.

 

 

Статья 36. Досрочное прекращение полномочий областной Думы

 

     1. Полномочия областной Думы могут быть прекращены досрочно в случае:

     самороспуска путем принятия указанным органом постановления о самороспуске;

роспуска Думы губернатором области при принятии Думой Устава и законов области, иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и Тюменской области. Уставу Тюменской области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а областная Дума не устранила их в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда.

 

2. В случае досрочного прекращения полномочий областной Думы в соответствии с федеральным и областным законодательством назначаются внеочередные выборы в областную Думу, которые проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий областной Думы.

 

 

 

ГЛАВА V.

Губернатор области. Администрация области

 

 

Статья 37. Губернатор области

 

1. Губернатор области (далее - Губернатор) является ее высшим должностным лицом и возглавляет постоянно действующий орган исполнительной власти области - администрацию области.

 

2. Губернатором может быть избран гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства, обладающий пассивным избирательным правом и достигший тридцатилетнего возраста.

 

3. Губернатор избирается гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающими на территории области, включая территории автономных округов, на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть избрано на должность Губернатора области более двух раз подряд. Порядок выборов Губернатора области определяется законом области.

 

4. Губернатор области не может занимать или сохранять за собой какие-либо другие должности в государственных или общественных органах, органах местного самоуправления, заниматься другой оплачиваемой деятельностью.

 

5. Губернатор области, вступая в должность, приносит торжественную присягу: "Вступая в должность Губернатора Тюменской области, торжественно клянусь добросовестно исполнять обязанности Губернатора, защищать интересы населения области, уважать и охранять права и свободы человека, соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, Устав и законы Тюменской области". Присяга приносится в торжественной обстановке на заседании областной Думы не  позднее  30  дней со дня официального объявления результатов выборов.

 

6. Губернатору области не могут быть переданы полномочия областной Думы.

 

 

Статья 38 . Полномочия Губернатора области.

 

Губернатор области:

 

1) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

 

2) представляет область во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, другими субъектами Федерации, с иностранными государствами, а также в отношениях с органами местного самоуправления, общественными объединениями;

 

3) подписывает договоры от имени области;

 

4) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации, другие суды в порядке, установленном законодательством;

 

5) обращается к областной Думе с ежегодным посланием о положении дел в области;

 

6) обладает правом законодательной инициативы в областной Думе и в представительных (законодательных) органах государственной власти автономных округов и вносит проекты законодательных актов, которые рассматриваются в первоочередном порядке;

 

7) вносит на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации проекты актов, принятие которых находится в их компетенции;

 

8) подписывает и обнародует законы области, отклоняет принятые  областной Думой законы и вносит их на повторное рассмотрение;

 

9) принимает решение о проведении референдума;

 

10) назначает половину членов областной избирательной комиссии;

 

11) награждает областными наградами, присваивает почетные звания области;

 

12) назначает представителя от исполнительного органа государственной власти области в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

 

13) представляет областной Думе одновременно с проектом областного бюджета на предстоящий год:

 

     - итоги социально-экономического развития области за прошедший период текущего года;

 

     - прогноз социально-экономического развития области на предстоящий год;

 

- проект сводного финансового баланса территории; перечень областных и общеобластных программ, намеченных к финансированию за счет областного бюджета на предстоящий год;

 

- проект развития государственного сектора экономики, отнесенного к областной собственности;

 

- иные документы и материалы, предусмотренные бюджетным законодательством;

 

14) вносит в областную Думу проект областного бюджета и отчет о его исполнении;

 

15) представляет областной Думе заключения на проекты законов области о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о порядке осуществления государственных внутренних заимствований Тюменской области, об изменении финансовых обязательств области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет областного бюджета;

 

16) руководит деятельностью областной администрации;

 

17) досрочно распускает Думу в порядке, предусмотренном частью I статьи 36 Устава области;

 

18) рассматривает постановления областной Думы о выражении недоверия вице - губернатору, заместителям Губернатора, иным должностным лицам областной администрации и принимает по ним решение;

 

19) представляет на утверждение областной Думы структуру областной администрации, назначает и освобождает руководителей структурных подразделений и иных должностных лиц администрации области;

 

20) освобождает от занимаемой должности лиц, являющихся заместителями Губернатора и возглавляющих государственные органы, образованные министерствами, ведомствами, комитетами Правительства Российской Федерации, если это предусмотрено федеральным законодательством;

 

21) представляет областной Думе кандидатуры для назначения на должности судей Уставного суда области;

 

22) согласование кандидатуры на должность начальника главного управление внутренних дел Тюменской области;

 

23) утверждение в должности и освобождение от должности начальника милиции общественной безопасности Тюменской области;

 

24) назначает государственных служащих представителями области в органы управления коммерческих организаций, в уставном капитале которых есть доля областной собственности, утверждает порядок участия государственных служащих в органах управления коммерческих организаций;

 

25) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством, настоящим Уставом и законами области.

 

 

Статья 39. Осуществление полномочий Губернатора области

 

1. Губернатор осуществляет свои полномочия с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с момента принесения присяги вновь избранным Губернатором области.

 

2. Полномочия Губернатора прекращаются досрочно в случаях:

 

2.1.) добровольной отставки;

 

2.2.) прекращения гражданства Российской Федерации;

 

2.3.) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Губернатора;

 

2.4.) признания Губернатора недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

 

2.5.) стойкой неспособности в течение более четырех месяцев подряд по состоянию здоровья осуществлять полномочия Губернатора;

 

2.6.) отрешения от должности;

 

2.7.) смерти Губернатора либо объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу.

 

3. Отставка Губернатора осуществляется путем направления соответствующего заявления в областную Думу. Полномочия Губернатора прекращаются с момента официального объявления областной Думой его решения об отставке.

 

4. В случае отрешения Губернатора от должности его полномочия  прекращаются с момента принятия областной Думой постановления об отрешении его от должности.

 

В остальных случаях полномочия Губернатора прекращаются с момента наступления соответствующих событий либо совершения указанных действий.

 

п.5. - исключен Законом Тюменской области от 07.12.2000 №236 

 

6. В отсутствие Губернатора либо досрочного прекращения его полномочий обязанности Губернатора временно исполняет вице - губернатор. Исполняющий обязанности Губернатора области не имеет права назначать областной референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре Устава области.

 

 

Статья 40. Выдвижение обвинения против Губернатора области и отрешение его от должности

 

1. Губернатор области может быть отрешен от должности областной Думой, выразившей ему недоверие, в случае:

издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам. Уставу области и законам области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а губернатор области не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу решения суда;

иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений правительства Российской Федерации, Устава и законов области, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.

 

2. Постановление областной Думы о недоверии губернатора области принимается тайным голосованием двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов областной Думы.

 

3. Постановление областной Думы о выражении недоверия губернатору области влечет за собой немедленную отставку губернатора области и возглавляемой им администрации области.

 

4. В случае досрочного прекращения полномочий губернатора области его обязанности временно исполняет вице-губернатор области.

 

 

Статья 41. Областная администрация

 

1. Областная администрация является органом исполнительной власти области.

 

2. Областная администрация обеспечивает реализацию полномочий исполнительной власти области, осуществление на территории области Конституции Российской Федерации, федеральных законов, правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации, Устава области и законов области, других нормативных актов.

 

3. Администрация обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

 

4. Областная администрация:

 

- разрабатывает проект областного бюджета, отчет об исполнении областного бюджета и представляет их Губернатору для внесения и рассмотрения в областной Думе;

 

- исполняет областной бюджет;

 

- управляет и распоряжается областной собственностью, а также управляет федеральной собственностью, переданной области в соответствии с действующим законодательством;

 

- обеспечивает проведение экономической, социальной и культурной политики области;

 

- разрабатывает областные государственные планы и программы и представляет их Губернатору для внесения на рассмотрение областной Думы;

 

- организует выполнение областных государственных программ;

 

- принимает меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

 

-осуществляет иные полномочия, установленные федеральным законодательством и законами области.

 

5. В состав администрации области входят вице-губернатор, заместители Губернатора, руководители и должностные лица структурных подразделений администрации области.

 

 

Статья 42. Выражение недоверия должностным лицам областной администрации

 

1. В случаях установления фактов нарушения Конституции РФ, федеральных и областных законов должностными лицами областной администрации им может быть выражено недоверие.

 

Областная Дума рассматривает вопрос о выражении недоверия по инициативе не менее одной трети депутатов областной Думы.

 

Постановление областной Думы о выражении недоверия принимается тайным голосованием большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов областной Думы.

 

2. В случае выражения недоверия должностным лицам областной администрации Губернатор обязан либо отстранить соответствующее должностное лицо от должности, либо мотивированно отклонить постановление областной Думы.

 

 

Статья 43. Правовые акты Губернатора области и областной администрации

 

1. Губернатор во исполнение федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, законов области издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения.

 

2. Правовыми актами областной администрации являются приказы, инструкции, положения и иные акты руководителей структурных подразделений областной администрации. Правовые акты областной администрации  не должны противоречить Конституции РФ, федеральному законодательству, законам области, постановлениям и распоряжениям Губернатора. Правовые акты областной администрации могут быть отменены Губернатором.

 

3. Правовые акты Губернатора области и областной администрации направляются в областную Думу в день их подписания.

 

 

 

ГЛАВА VI.

 Судебная власть. Нотариат. Адвокатура

 

Статья 44. Осуществление судебной власти

 

1. Судебную власть на территории области осуществляют федеральные областной и районные суды общей юрисдикции, федеральный Арбитражный суд области, Уставный суд области и мировые судьи области.

 

2. Образование, компетенция и порядок деятельности федеральных судов устанавливаются законодательством Российской Федерации.

 

3. Образование и компетенция Уставного суда области, порядок рассмотрения отнесенных к его компетенции вопросов устанавливаются законом Тюменской области в соответствии с федеральным законодательством.

 

4. Полномочия мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, порядок деятельности - федеральными законами и законом Тюменской области, а порядок назначения мировых судей определяется законом Тюменской области.

 

Статья 45. Уставный суд области

 

1. Уставный суд области создается на правах самостоятельного судебного органа области в целях обеспечения на всей территории области соответствия Уставу области законов Тюменской области, нормативных правовых актов Тюменской областной Думы и администрации Тюменской области, правовых актов органов местного самоуправления, находящихся на территории области, а также в целях толкования Устава области.

 

2. Компетенция и порядок рассмотрения отнесенных к компетенции Уставного суда области вопросов устанавливается областным законодательством, принятым в соответствии с федеральным законом.

 

3. Уставный суд области состоит из председателя, заместителя, секретаря и членов Уставного суда области.

 

4. Уставный суд области:

4.1.) Рассматривает вопросы соответствия законов Тюменской области, нормативных правовых актов органов государственной власти области, органов местного самоуправления, находящихся на территории области, Уставу Тюменской области.

Дает официальное толкование Устава Тюменской области.

Обладает правом законодательной инициативы в областной Думе по вопросам его ведения.

 

5. Правовые акты либо отдельные их части, признанные Уставным судом области противоречащими Уставу области, утрачивают законную силу со дня опубликования постановления Уставного суда.

 

 

Статья 46. Взаимоотношения между судебными органами, органами государственной власти области и органами местного самоуправления

 

1. Судебные органы независимы от законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления.

 

2. В соответствии с федеральным законодательством финансирование федеральных судов и мировых судей производится из федерального бюджета. Финансирование Уставного суда области осуществляется из областного бюджета.

 

 

Статья 47. Нотариат и нотариальная деятельность

 

1. Организация и деятельность нотариата осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством.

 

2. Нотариальные действия в области совершают нотариусы государственных нотариальных контор или занимающиеся  частной практикой, а также должностные лица, уполномоченные на совершение этих действий.

 

3. Областное законодательство о нотариате должно обеспечивать доступность  нотариальных услуг для граждан и организаций.

 

 

Статья 48. Адвокатура в области

 

1. Организация и деятельность адвокатуры в области осуществляется в соответствии с федеральным  и областным законодательством.

 

2. Граждане, имеющие право на занятие адвокатской деятельностью,  могут  объединяться в адвокатские коллегии и иные организации.

 

3. Для оказания гражданам бесплатной юридической помощи в городах и районах могут создаваться муниципальные адвокатуры.

 

 

 

ГЛАВА VII.

Основы административно-территориального устройства области

 

 

Статья 49. Понятие и принципы административно-территориального устройства области

 

1. Административно-территориальное  устройство области есть деление территории  области на определенные части - административно-территориальные образования с целью оптимальной организации государственного управления и местного самоуправления.

 

2. Административно-территориальное устройство области основывается на принципах:

 

- соблюдения гарантий местного самоуправления;

 

- повышения эффективности управления;

 

- обеспечения благоприятного развития территории;

 

- учета исторических, национальных, бытовых особенностей жизни населения и его интересов;

 

- ресурсной достаточности для самостоятельного функционирования и социально - экономического развития территории.

 

 

3. Изменения административно-территориального устройства области осуществляются в установленном законом порядке. Администрация области ведет учет и регистрацию изменений административно -территориального устройства области.

 

Статья 50. Административно-территориальные образования в области

 

1. В составе Тюменской области имеются:

 

- районы:  Абатский,  Армизонский, Аромашевский, Бердюжский, Вагайский, Викуловский, Голышмановский, Заводоуковский, Исетский, Ишимский, Казанский, Нижнетавдинский,  Омутинский, Сладковский, Сорокинский, Тобольский, Тюменский, Уватский, Упоровский, Юргинский, Ялуторовский, Ярковский;

 

- города: Тюмень, с входящими в нее Ленинским, Центральным и Калининским районами, Тобольск, Ишим, Ялуторовск, Заводоуковск.

 

На территории  входящего  в  ее  состав Ханты-Мансийского автономного округа находятся: районы:  Белоярский,  Березовский, Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский,    Октябрьский, Советский,  Сургутский,  Ханты-Мансийский; города: Белоярский, Когалым,  Лангепас,  Лянтор, Нефтеюганск, Нижневартовск, Мегион, Нягань, Радужный, Покачи, Сургут, Урай, Ханты-Мансийск, Пыть -Ях, Югорск.

 

На территории входящего в ее состав Ямало-Ненецкого автономного округа находятся: районы: Надымский, Красноселькупский, Приуральский, Пуровский, Тазовский, Шурышкарский, Ямальский; города: Лабытнанги, Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск, Салехард, Муравленко.

 

2. Виды, категории и статус административно-территориальных образований  определяются законом области и законами автономных округов.

 

 

 

ГЛАВА VIII.

Местное самоуправление

 

Статья 51. Основные начала организации местного самоуправления в Тюменской области

 

1. Местное самоуправление в Тюменской области гарантируется Конституцией Российской Федерации и может осуществляться в границах городов, районов, сельских поселений, рабочих поселков и их объединений на всей территории области.

 

2. Местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное и под свою  ответственность решение населением вопросов местного значения.

 

3. Местные сообщества осуществляют местное самоуправление в области в соответствии с законами Российской Федерации, области и автономных округов как непосредственно - путем выборов, местных референдумов, собраний (сходов), так и через выборные и другие органы  местного самоуправления, а также органы территориального общественного самоуправления (советы, комитеты микрорайонов  и др.).

 

4. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти области.

 

Структура и организационные формы местного самоуправления определяются местным сообществом самостоятельно с учетом общих принципов организации местного самоуправления, установленных федеральным, областным и окружным законодательством.

 

Статья 52. Формы местного самоуправления

 

1. В городских и сельских поселениях местное самоуправление осуществляется населением посредством собраний представителей, сходов и выборными главами  местного самоуправления или иными выборными органами местного самоуправления.

 

2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется гражданами посредством территориальных общин, собраний (сходов, конференций), а также органов  общественного самоуправления (советов, комитетов микрорайонов, жилищных комплексов, сельских поселений и т.п.) на основе Положений об организации территориального общественного самоуправления, принимаемых представительными органами местного самоуправления.

 

 

Статья 53. Финансово -экономические основы местного самоуправления

 

1. Экономическую основу местного самоуправления составляют природные ресурсы,  находящиеся в границах территории местного сообщества, муниципальная    собственность, государственная собственность, переданная местному сообществу для осуществления отдельных государственных полномочий, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей местного сообщества.

 

2. Местное сообщество самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью.

 

В состав муниципальной собственности входят муниципальные земли и иные природные ресурсы, средства местного бюджета, муниципальные банки, муниципальные предприятия, учреждения и организации, муниципальный жилищный фонд, другое движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности местного сообщества.

 

Управление муниципальной собственностью осуществляют соответствующие органы и должностные лица местного самоуправления в порядке, установленном уставом муниципального образования.

 

Порядок распоряжения муниципальной собственностью устанавливается     представительными органами местного самоуправления.

 

3. Финансовую основу местного самоуправления составляют местный бюджет, ценные  бумаги, кредитные и иные финансовые ресурсы.

 

 

Статья 54. Правовые основы местного самоуправления

 

1. Организация и деятельность местного самоуправления в области регулируются  федеральными законами, настоящим Уставом, законами области, автономных округов, а   также уставами муниципальных образований, подлежащими государственной регистрации областными и окружными органами юстиции.

 

2. Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования.

 

Статья 55. Правовые гарантии местного самоуправления

 

1. Органы государственной власти области и автономных округов не вправе вмешиваться  в осуществление деятельности местных сообществ, органов местного самоуправления и должностных лиц, в том числе принимать решения, выходящие за пределы их компетенции, установленной Конституцией  Российской  Федерации, законами области и округов.

 

2. Уменьшение  доходов и дополнительные  расходы местных бюджетов, возникшие в результате решений органов государственной власти области или автономных округов,  принятых  в пределах их компетенции, должны быть компенсированы органами государственной власти области  и автономных  округов в порядке и в сроки, устанавливаемые одновременно с принятием соответствующего решения.

 

Органы и должностные лица местного самоуправления при получении решений органов государственной власти области и автономных округов, реализация которых влечет за собой дополнительные расходы средств местного сообщества, вправе предложить органам, принявшим данное решение, компенсировать соответствующие расходы или отказаться от выполнения таких решений.

 

3. Права местного самоуправления не могут быть изъяты или ограничены в одностороннем порядке органами государственной власти области и автономных округов.

 

4. Органы и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд, арбитражный суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти, нарушающих права и законные интересы местных сообществ, а также права органов и должностных лиц местного самоуправления.

 

5. Органы государственной власти, предприятия и организации, общественные объединения, граждане несут ответственность перед местным сообществом, в том числе имущественную, возмещают ущерб, причиненный их действиями или бездействием местному сообществу, в порядке, установленном законодательством.

 

6. Органы государственной власти области принимают и осуществляют программу  поддержки местного самоуправления в области с целью оказания содействия населению  области в реализации права на самоуправление.

 

7. Официальные предложения органов и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению теми государственными органами, организациями  и учреждениями, в которые эти предложения направлены. О результатах рассмотрения соответствующему органу и должностному лицу местного самоуправления должен быть дан мотивированный ответ.

 

 

Статья 56. Отношения органов государственной власти области с органами местного самоуправления

 

1. Органы местного самоуправления могут наделяться законами области отдельными государственными полномочиями Тюменской области с передачей необходимых для их осуществления материальны и финансовых средств. Реализация государственных полномочий, возложенных на органы местного самоуправления законом области, подконтрольна органам государственной власти области. В случае необеспеченности государственных полномочий материальными и финансовыми средствами органы местного самоуправления не несут ответственности за осуществление этих полномочий.

 

 

Статья 57. Разрешение конфликтов и споров между органами государственной власти и местного самоуправления

 

Споры и конфликты между органами государственной власти Тюменской области, органами государственной власти автономных округов и органами местного самоуправления рассматриваются согласительными комиссиями, создаваемыми на паритетных началах Уставным судом области, иными судебными органами в соответствии с их компетенцией.

 

 

 

 

 

ГЛАВА IX.

Законность и правопорядок на территории области

 

 

Статья 58. Обеспечение законности

 

1. Органы государственной власти области, автономных округов обеспечивают на территории области исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава области, Договора между областью и автономными округами, областных и окружных законов и иных правовых актов.

 

2. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать все правовые акты, действующие на территории области.

 

3. Обеспечение законности и охрана общественного порядка строится на принципах соблюдения личных свобод, прав и законных интересов граждан, находящихся в Тюменской области.

 

4. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых актов области несут  все субъекты права, находящиеся на территории области.

 

 

Статья 59. Охрана правопорядка

 

1. Защита личной безопасности граждан, их имущественных прав, свобод и законных     интересов осуществляется правоохранительными органами федерального, областного и окружного подчинения, расположенными, на территории области, а также органами местной (муниципальной) милиции.

 

2. Порядок создания, структура и организация службы в органах милиции регулируется федеральными, областными и окружными законами.

 

3. На  территории  городов  и  районов  области  могут  быть созданы  органы  местной (муниципальной) милиции - милиции общественной  безопасности,  финансируемые  из  местного бюджета.

 

Правовая основа и принципы деятельности местной (муниципальной) милиции определяются федеральным, областным и окружным законодательством.

 

4. На территории области действуют федеральные органы службы безопасности, условия деятельности которых определяются федеральным законом.

 

 

Статья 60. Прокурорский надзор

 

1. На основании федерального законодательства надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории области осуществляется прокурором области, прокурорами автономных округов и подчиненными им прокурорами, транспортными и иными прокурорами.

 

2. Задачи, функции и полномочия органов прокуратуры устанавливаются федеральным законом.

 

3. Прокурор Тюменской области назначается  Генеральным прокурором Российской  Федерации  по  согласованию с областной Думой.

 

 

Статья 61. Областная Счетная Палата

 

1. Областная Счетная Палата - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый областной Думой и подотчетный ей.

 

2. Организация, порядок деятельности и компетенция областной Счетной Палаты определяется настоящим Уставом и областным законом.

 

3. Областная Счетная Палата:

 

3.1) осуществляет контроль за полным и своевременным исполнением доходных и  расходных статей  областного  бюджета  и бюджетов областных внебюджетных фондов;

 

3.2) дает заключение об обоснованности доходных и расходных статей проектов   областного бюджета   и  бюджетов  областных внебюджетных фондов;

 

3.3) осуществляет  финансовую  экспертизу  проектов областных законов, а также нормативных правовых актов по вопросам:

 

- утверждения   программ   развития  области  и  порядка  их финансирования;

 

- установления  ставок областных налогов,  налоговых льгот и преимуществ по платежам в областной бюджет;

 

- эффективности  и целесообразности расходов государственных средств и использования областной собственности;

 

3.4) проводит  анализ  выявленных  отклонений от установленных показателей областного бюджета и бюджетов областных  внебюджетных фондов и вносит в областную Думу предложения,  направленные на их устранение, а также на совершенствование бюджетного  процесса  в целом;

 

3.5) осуществляет контроль за законностью и своевременностью движения средств   областного бюджета и средств областных внебюджетных фондов в Главном управлении  Центрального банка Российской Федерации по Тюменской области, уполномоченных банках, иных финансово - кредитных учреждениях области;

 

3.6) регулярно предоставляет областной Думе информацию о ходе исполнения   областного бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

 

4. Средства на содержание областной Счетной Палаты предусматриваются в областном бюджете за счет ассигнований на обеспечение деятельности областной Думы и содержание ее аппарата.

 

 

 

ГЛАВА X.

Порядок принятия Устава области. Внесение изменений

и дополнений в Устав области

 

 

Статья 62. Порядок принятия Устава области

 

Устав области принимается областной  Думой большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов областной Думы.

 

Статья 63. Внесение изменений и дополнений в Устав области

 

1. Предложения об изменении и дополнении Устава области могут  вносить: Губернатор  области, постоянные комиссии областной Думы, группа депутатов областной Думы численностью не менее, чем 1/4 от  установленного числа депутатов, не менее, чем 1/3 органов местного самоуправления области, органы государственной власти автономных округов.

 

2. Изменения и дополнения вносятся в Устав области областным Законом, принятым областной Думой большинством не менее двух третей голосов от числа присутствующих депутатов областной Думы.

 

3. Устав области или закон об изменении и дополнении Устава области, принятый  областной Думой, подписывается Председателем областной Думы и в течение 10 дней  направляется для подписания Губернатору области, который в течение 10 дней подписывает его и обнародует.

 

 

 

ГЛАВА XI.

Заключительные и переходные положения

 

 

1. В течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Устава должны быть пересмотрены и приведены в соответствии с ним все действующие нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти Тюменской области.

 

2. Нормативные правовые  акты  области,  действующие  на  ее территории до вступления в силу настоящего Устава,  применяются в части, не противоречащей его положениям.

 

3. Полномочия областной Думы,  предусмотренные пунктами 8, 10,  13  статьи  28,  вступают  в действие после принятия соответствующих федеральных и областных законов.

 

4. Полномочия Губернатора области,  предусмотренные пунктами 18, 19 статьи 38 в части согласования с областной Думой, а также статьи 40, 42 вступают в действие после  принятия соответствующих федеральных и областных законов.

 

5. Полномочия Губернатора области, предусмотренные настоящим Уставом, до его  выборов осуществляются  Главой  администрации области.

 

6. Выборы Губернатора области проводятся  в  соответствии  с областным законом.

 

7. Положение пункта 1 статьи 44, касающееся Уставного суда области, статья 45, пункт 2 части 2 статьи 46 настоящего Устава вступают в действие после принятия соответствующих федеральных и областных законов.

 

8. Для приведения органов государственной власти и законодательства области в период конституционно-правовых реформ в соответствие с федеральным законодательством и настоящим Уставом, а также обеспечение преемственности в работе органов государственной власти области установить переходный период по декабрь 1997 года.

 

 

Председатель Тюменской                                                  Глава администрации

областной Думы                                                                Тюменской области

Барышников Н. П.                                                               Рокецкий Л. Ю.

 

 

 

Настоящие и другие особенности области нашли свое отражение в основном ее законе - Уставе Тюменской области, который состоит из 11 глав.

Первая глава содержит общие положения, закрепляет статус Тюменской области как субъекта Российской Федерации, ее территорию, включающую территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, систему органов государственной власти области, систему ее правовых актов, символы области и ее административный центр. Основополагающие начала, определенные данной главой, являются нормативно-правовой базой для последующих глав Устава.

Вторая глава посвящена одной из главных проблем области - основам взаимоотношений с входящими в ее состав автономными округами. Данная глава развивает положения Конституции Российской Федерации с учетом существующих реалий: автономные округа являются равноправными субъектами Российской Федерации, территория автономных округов и области едины, поскольку округа входят в состав области, органы государственной власти области избираются всем населением области (включая автономные округа). Исходя из наличия совместной территории и единых органов государственной власти предусматривается разграничение на основе договора компетенции органов государственной власти области и органов государственной власти автономных округов и распространение определенных полномочий органов государственной власти области на территорию автономных округов.

Третья глава предусматривает наличие различных форм собственности на территории области и гарантирует их защиту. Здесь же вводится понятие месторождений общеобластного значения, статус которых определяется органами государственной власти области и автономных округов по согласованию с федеральными органами государственной власти и которые являются достоянием всего населения области. Дается определение финансовых ресурсов области, определяются основные принципы бюджетного устройства и бюджетного процесса в области, деятельность внебюджетных фондов, налогообложения в области.

Четвертая глава, освещает принципы устройства, организации деятельности и компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти области - областной Думы. Закрепляет систему принимаемых ею правовых актов, основания досрочного прекращения полномочий областной Думы, определяет статус депутата областной Думы.

Пятая глава закрепляет статус Губернатора, его полномочия и издаваемые им правовые акты. Предусматривает основания и порядок выражения недоверия Губернатору области. Устанавливает основные направления деятельности администрации области.

Шестая глава посвящена регулированию деятельности Уставного Суда Тюменской области, нотариату, адвокатуре. Уставной Суд рассматривает и принимает окончательные решения по вопросам о соответствии Уставу области принимаемых законодательным и исполнительным органами государственной власти нормативных правовых актов, по спорам о компетенции между этими органами, а также по спорам о компетенции между органами государственной власти области и органами местного самоуправления. В компетенцию Уставного суда входит и толкование (разъяснение) положений Устава области.

Седьмая глава дает понятия и принципы административно-территориального устройства области, содержит перечень административно-территориальных образований, входящих в состав области (в том числе расположенных на территории автономных округов).

Восьмая глава определяет основные начала организации местного самоуправления в области, формы его осуществления, финансово-экономическую основу, статус и полномочия органов местного самоуправления. Особое место занимают правовые гарантии местного самоуправления и отношение его органов с органами государственной власти области.

Девятая глава регулирует компетенцию органов государственной власти области в сфере обеспечения законности и правопорядка.

Десятая и одиннадцатая главы определяют порядок принятия Устава области, внесения в него изменений и дополнений, заключительные и переходные положения.

     Положения Устава области, закрепляющие основные принципы формирования и деятельности органов государственной власти области, получили дальнейшее развитие и конкретизацию в законах области, которые для удобства пользователя разбиты на блоки законодательства: законодательство о формировании, организации и деятельности органов государственной власти области; законодательство о социально-экономическом развитии области; бюджетное, финансовое, налоговое законодательство области; законодательство области о местном самоуправлении.

в начало

Hosted by uCoz